История развития встроенной графики

История развития встроенной графики



Компьютеры, Статьи

Этим небольшим материалом начнется ваше знакомство с историей развития встроенной графике Intel и ATi/AMD. Вас ждет обзор графических решений обеих компаний, а также сравнение производительности в 3D двух поколений APU AMD и процессоров Intel. Пожалуй, начнем с истоков, с прошлого и настоящего интегрированной графики Intel и истории развития графики ATi/AMD.

История развития графики Intel

Компания Intel является самодостаточным производителем. Она не только разрабатывает графическую часть, но и производит готовые решения на ее основе. Таким образом, Intel остается единственным производителем, который может позволить себе практически любые шаги на пути инноваций и экспериментов. Тем не менее, даже развязанные руки не позволяют компании интенсивно двигаться в сторону существенного увеличения производительности встроенной графики. Причин на то достаточно много, стоит упомянуть некоторые из них.

Первая – площадь IGP (встроенной графической части) на фоне общей площади процессора. Судите сами, современные модели Intel состоят из миллиардов транзисторов, но не более 20-25% из них используются для графики. Если бы производитель попытался сильно увеличить видеоядро, то для этого ему пришлось бы пожертвовать либо вычислительной частью, либо площадью.

Как то, так и другое решение противоречит главному правилу производства. В своих процессорах Intel использует не больше трети площади под графику и сохраняет размер кристалла в рамках выгодного соотношения для продажи. А передовые технологии производства (22 нм) очень дорогие. Увеличивая площадь, отведенную под графику, компания несомненно столкнется с удорожанием производства, так что такой подход выглядит для производителя неприемлемым.

Вторая – шина данных. Существующая пропускная способность в связке «IGP – оперативная память» ограничена неким числом, которое нельзя увеличить без смены типа памяти. Штатные частоты DDR3 составляют 1600 МГц или с разгоном до 2400 МГц. Но ни первое, ни второе значение не позволяет увеличить исполнительные блоки настолько сильно, чтобы, скажем, на 50% увеличить вычислительную мощность. Поэтому Intel соизмеряет баланс между исполнительными блоками и пропускной способностью памяти.

Третья – повышенное тепловыделение при увеличении количества исполнительных блоков. Да, сейчас проблема энергопотребления и сопутствующее ей тепловыделение особенно активно рекламируются. Буквально каждый производитель считает своим долгом акцентировать внимание на этом. Для пользователя принципы ее решения сказываются в позитивном ключе. Меньше энергопотребление – меньше тепловыделение, проще преобразователь напряжения на материнской плате, как следствие, стоимость плат должна снижаться. Но не все так просто и логично. Системные платы для процессоров Intel все еще остаются дороже аналогов для APU AMD.

Но вернемся к встроенной графике компании, которая на момент появления первой видеокарты была совсем не встроенной. Да, речь идет о первенце (на рынке 3D-ускорителей) Intel – Intel740 (кодовое имя Auburn), который вышел в 1998 году.

История развития встроенной графики

Его появлению предшествовала покупка в 1997 году малоизвестной сейчас компании Chips and Technologies, которая весьма успешно разрабатывала и выпускала графические процессоры.

История развития встроенной графики

Многие считают, что Intel всегда рассчитывала на собственные силы, но, увы, вынужден вас разочаровать. История успеха связана не только с собственными разработками, но и с выгодными с точки зрения технологий и инженеров приобретениями. Карты выпускались в 4-х и 8-мегабайтных вариантах, причем младшие решения апгрейда до восьми не позволяли. Частота ядра составляла 220 МГц, а пропускная способность памяти – 1.3 Гбит/с! Intel 740 бывает как в AGP, так и в PCI-вариантах, но PCI выпускался только одной фирмой Real3D. Производительность i740 в 3D сравнима с Riva 128(ZX). Заявлена поддержка распространенных API, таких как DirectX 5.0 и OpenGL 1.1.

Естественно, никаких аппаратных ускорений видео она не поддерживала, за исключением одного нюанса. С модулем VIA VMI можно было получить H.262 (MPEG-2 Part 2). На сегодняшний день не самые выдающиеся характеристики, но на то время вполне обычные. Именно I740 стал родоначальником встроенной графики Intel. Через год вышел Intel 752 со слегка увеличенными (GPU до 250 МГц) частотами и поддержкой DirectX 6.0 (аппаратной) и DirectX 9.0 (программной). На его основе и появилась первая интегрированная графика на материнских платах Intel.

История развития встроенной графики

Первая генерация (Pentium II/III, Celeron)

В 1999 году свет увидело пять версий 810-го чипсета: 810-L, 810, 810-DC100, 810E, 810E2 под кодовым названием Whitney с поддержкой процессоров Pentium II/III и сопутствующих Celeron.
810-L: microATX (четыре PCI), 66/100 МГц шина данных, без кэша дисплея, ATA33, два USB 1.1
810: microATX (четыре PCI), 66/100 МГц шина данных, без кэша дисплея, ATA33/ATA66.
810-DC100: ATX (шесть PCI), 66/100 МГц шина данных, 4 Мбайта кэш дисплея, ATA33/66.
810E: добавлена 133 МГц шина данных.
810E2: добавлены ATA100 и четыре USB 1.1.

Графическое ядро поддерживало следующие технологии: выделенная память, аппаратная компенсация движения для проигрывания DVD, цифровой видеовыход. Частота GPU доходила до 230 МГц и удовлетворяла спецификациям DirectX 6.0 (аппаратный) и DirectX 9.0 (программный). Размер видеобуфера довели до 32 Мбайт. Сам чипсет соединялся с памятью асинхронной шиной с максимальной пропускной способностью до 266 Мбайт/с. Семейство Whitney дожило до 2000 года, со временем его сменили другие IGP – Solano (815, 815E, 815G, 815EG). Но принципиальных отличий в них не было. Тот год можно официально назвать годом переименования старого продукта в новый без внесения сколь-нибудь значимых новшеств. Единственным различием было то, что теперь он работал на частоте 133 МГц и лишился дисплейного кэша, который при желании можно было установить в виде Graphics Performance Accelerator. На этом история первого поколения интегрированной графики Intel закончилась.

Вторая генерация (Pentium 4/D/EE, Celeron /D)

История развития встроенной графики

Обновление графического ряда вышло в свет в 2002 году и обрело название Extreme Graphics. В него входило сразу несколько наборов логики: 845G, 845GL, 845GV с кодовым именем Brookdale. В нем по-прежнему содержалось лишь два пиксельных процессора, а частоты даже снизились – до 200 МГц. Появилась совместимость с DirectX 7.0 (аппаратная) и DirectX 9.0 (программная). Пропускная способность памяти составляла 2.1 Гбайт/с, а буфер достиг 64 Мбайт. Буквально через год графика подверглась модернизации в плане названия, на смену пришли 865G и 865GV – Extreme Graphics 2 (Springdale). Вряд ли ей стоило давать новое имя, поскольку единственное отличие от первой версии – это частота, увеличившаяся с 200 МГц до 266 МГц.

Третья генерация (Pentium 4/D/EE, Celeron D, Core 2)

История развития встроенной графики

В 2004 году Intel пересмотрела название и дала новое имя IGP – GMA xxxx для третьего поколения видео. Оно состояло из нескольких чипсетов: 910GL, 915GL, 915GV, 915G с общим названием GMA 900 (Grantsdale). Наконец-то пользователи получили не только смену вывесок, но и технические усовершенствования. Вместо двух пиксельных процессоров стало четыре, модель шейдеров (Shader model) соответствовала спецификациям 2.0. Частота GPU возросла до 333 МГц, появилась аппаратная совместимость с DirectX 9.0. Пропускная способность памяти составляла от 3.2 Гбайт/с для младшей модели до 8.5 Гбайт/с для старшей, а буфер достиг 128 Мбайт.

В 2005 году нас ждало очередное обновление GMA 950, включающее в себя три набора логики: 945G, 945GZ, 945C (Lakeport). Частота графической составляющей поднялась до 400 МГц, поддерживаемая версия DirectX улучшилась до 9.0с, модель шейдеров – до 3.0. Пропускная способность памяти составляла до 10.7 Гбайт/с, а буфер увеличился до 256 Мбайт. GMA 3100 появился в 2007 году, но принципиальных изменений не претерпел. Серия состояла из чипсетов Q33, Q35, G31, G33 (Bearlake) с поддержкой процессоров Core 2 Quad/Core 2 Duo/Pentium Dual-Core. Все те же четыре пиксельных процессора и модель шейдеров 3.0. Ревизии подверглась пропускная способность памяти, помимо этого изменился ее тип. Существовало два типа памяти: DDR2 и DDR3. Первый дал максимальный уровень пропускной способности 12.8 Гбайт/с, второй – до 17 Гбайт/с.

Четвертая генерация (Pentium 4/D/EE, Celeron D, Core 2)

Пусть вас не смущает, но GMA 3000 действительно лучше и современнее GMA 3100. В 2006 году появилась серия новой встроенной графики, а уже позже для удешевления Intel интегрировала старую версию GPU в бюджетные наборы логики. В 2006 году линейка GMA 3000 состояла из 946GZ (Lakeport), Q965 (Broadwater), Q963 (Broadwater) чипсетов, а GMA X3000 из единственного G965 (Broadwater). Столь запутанное наименование всегда шло на руку компаниям, когда потребитель выбирал графику, исходя из индекса. Видимо, в Intel задумались о том, как бы покупатель не ошибся с номером модели, и добавили суффикс «Х» в название.

Среди основных изменений были следующие: вместо пиксельных процессоров появились исполнительные устройства в количестве восьми штук, частота GPU доходила до 667 МГц, начиная с G965, появилась аппаратная поддержка модели шейдеров 3.0, а до того момента эта поддержка была исключительно программной. Пропускная способность памяти составляла от 10.6 Гбайт/с до 12.8 Гбайт/с, а буфер 256 Мбайт. В сущности, единственное полезное изменение – это аппаратная совместимость с Shader Model 3.0. Но и здесь не обошлось без сюрпризов. Дело в том, что программная часть драйверов была настоль плоха, что говорить о полноценной совместимости не приходилось. В итоге функции как бы есть, а воспользоваться ими затруднительно. А еще Intel добавил к аппаратному ускорению MPEG-2 и VC-1, но только для G965.

Легко заметить, что одно и то же графическое ядро Broadwater в зависимости от версии чипсета то приобретало важную поддержку Shader Model и VC-1, то лишалось ее. С этого времени можно считать, что Intel начала выпускать идентичные в железном смысле этого слова модели, адаптируя их возможности под разные ценовые спросы. В 2007 году появилось видеоядро GMA X3500. Вся линейка состояла из одной-единственной модели G35 (Bearlake). Среди важных изменений: добавлена поддержка Shader Model 4.0 и DirectX 10. И снова важное замечание: в программной части проблемы все еще не были исправлены. Так что запустить современные игры на GMA X3500 едва ли удастся.

В 2008 году появилось сразу два интегрированных графических решения. Младшее, GMA 4500, состояло из чипсетов B43, Q43, Q45 (Eaglelake). Старшее, GMA X4500, представляли G41, G43, G45 (Eaglelake). Их отличие можно уместить в несколько цифр: у GMA 4500 частота была 533 МГц, а у GMA X4500 – 800 МГц. Количество исполнительных блоков возросло до десяти штук, версия Shader Model поднялась до 4.0, а в зависимости от типа используемой памяти (DDR2/DDR3) пропускная способность варьировалась от 12.8 Гбайт/с до 17 Гбайт/с. Именно начиная с этих моделей, стало возможно воспроизведение видео AVC средствами GPU.

Пятая генерация (Core i)

В очередной раз смена поколений процессоров потребовала изменения названия графической части. С того момента и по сей день все видеорешения Intel несут название HD Graphics. Появилось оно в 2010 году и содержит всего одну базовую модель Ironlake (Clarkdale). Можно сказать, что с этой модели начались качественные изменения в интегрированной графике компании. Все вычисления наконец-то переместились в процессор. В зависимости от модели частота GPU варьируется от 533 МГц до 900 МГц. Количество исполнительных устройств увеличилось до двенадцати штук. Предусмотрена аппаратная поддержка Shader Model 4.0 и DirectX 10. Пропускная способность памяти составила от 17 Гбайт/с до 21.3 Гбайт/с. Младшие процессоры Celeron G11хх и Pentium G69xx все еще обделены Intel Clear Video и Intel Quick Sync Video. Да и в более дорогих моделях присутствует лишь Intel Clear Video. Перемещение графического ядра в процессор потребовало от Intel радикальных мер.

История развития встроенной графики

Судите сами, не очень-то удобно выпускать продукцию с разными размерами кристалла, поэтому все процессоры состоят из идентичной графической части. Под теплораспределительной крышкой спрятано сразу два ядра. На более крупном (45 нм) кристалле разместились интегрированное графическое ядро и контроллер памяти, а на более компактном (32 нм) расположились сами процессорные ядра с кэш-памятью второго уровня. Очевидно, что минусы компоновки приводят к снижению производительности графического ядра. Шина обмена данных между процессором и видео составляющей сильно сдерживает эффективность. Пока мощность GPU не столь высока, минусы не так очевидны и заметны, но последующая модернизация потребует настоящего объединения и некоторых интересных решений.

Шестая генерация (Core i)

Вот мы и дошли до более-менее современной истории интегрированной графики Intel. Sandy Bridge (так называется процессорное ядро) стало первым полностью встроенным решением с графической частью в теле кристалла. Появившись в 2011 году, процессор до сих пор пользуется популярностью у покупателей. Посмотрим, из каких частей он состоит. Сейчас довольно сложно разделить ядро на несколько блоков, поскольку они объединены в одну сложную систему с общей шиной. Шина и является основной ударной силой ЦП. Поток данных и внутреннего кэша равномерно распределяется, загружается и используется как CPU, так и GPU.

История развития встроенной графики

Кольцевая шина в SB появилась не впервые. Похожая шина у Intel была внедрена в восьмиядерные серверные Xeon серий Nehalem-EX, откуда она с небольшими изменениями попала в Sandy Bridge. В ней в каждом направлении протянуто четыре шины: запросов, подтверждений, поддержки когерентности и данных шириной 32 байта. Важно, что все операции осуществляются с ECC (коррекцией ошибок). Нас интересует протокол обмена. Он является переделанной и адаптированной версией шины QPI, или ее аналога HyperTransport у AMD. Пиковая пропускная способность шины четырехъядерного процессора равна 960 Гбит/с, для одно- и двухъядерных моделей соответственно меньше. Но этого вполне достаточно для вычислений, производимых графическим ядром. Узким местом все еще остается шина обмена данными через оперативную память.

Общая площадь четырехъядерного процессора по оценочным подсчетам составляет от 131 мм2 до 216 мм2, а количество транзисторов – от 504 млн (два ядра) до 1160 (четыре ядра). Из них под графический блок выделено от 59-65 млн (HD Graphics /2000) до 114-120 млн (HD Graphics 3000). Оценить соотношение используемой площади вы можете и сами. Столь разительные отличия зависят от комбинаций числа ядер процессора и типа графического ядра. Всего таких комбинаций три.

В эпоху глобальной экономии средств хороши любые методы. В конце концов, Intel производит, да-да, все еще производит сразу три версии кристаллов Sandy Bridge. Пора подробнее рассмотреть графическую часть. Она состоит из двух физических моделей и трех названий. HD Graphics и HD Graphics 2000 – это разные названия одного видеоядра. Оба содержат по шесть исполнительных устройств (EU), совместимы с Shader Model 4.1 и DirectX 10.1. HD Graphics получил частоты 650-1100 МГц, а HD Graphics 2000 – 650-1250 МГц. С частотами всегда можно поиграться, поскольку Intel не блокирует выбор частоты в отличие от множителя процессора. Но чего никогда не получить на HD Graphics, так это поддержки Intel Clear Video и Intel Quick Sync Video. Обе технологии доступны только для процессоров с HD Graphics 2000.

Самая мощная версия наделена двенадцатью исполнительными устройствами, частотами 850–1350 МГц и пропускной способностью памяти в 21.3 Гбайт/с. В остальном – никаких отличий. И только предпоследнее поколение IGP Intel обзавелось адекватно работающими драйверами, которые корректно функционируют с большим списком игр и программ. Благодаря этому с HD Graphics /2000/3000 уже можно смотреть в сторону игровых приложений.

Седьмая генерация (Core i)

В 2012 году согласно расписанию Intel (Tick-Tock) пользователи получили последние версии, как процессора, так и интегрированной графики, но так ли велики отличия? Для начала я расскажу об очередной экономической модели бизнеса Intel. Большой ассортимент ЦП потребовал различных комбинаций вычислительных и графических ядер. И сейчас на фабриках выпускается четыре модели.

История развития встроенной графики

Очевидно, что у Ivy Bridge-HE-4 есть много общего с Ivy Bridge-H-2. Последний является усеченной версией первого решения (без двух процессорных ядер). По аналогии можно сравнить Ivy Bridge-HM-4 с Ivy Bridge-M-2. Я не готов утверждать, но скорее всего в природе существует две физические модели, а младшие получаются путем отбраковки старших версий. Несмотря на отсутствие подробного описания графической части, изменения в ней произошли глобальные. Во-первых, нашлась поддержка DirectX 11. Во-вторых, драйвера получили нормальную совместимость с играми. В-третьих, увеличилось количество исполнительных устройств в старшей версии IGP. В-четвертых, была сильно модернизирована графическая часть процессора. На последнем остановимся подробнее.

Directx 11 подразумевает активное использование тесселяции и ряда других возможностей API, из-за чего даже самое маленькое видеоядро Ivy Bridge, состоящее из шести исполнительных устройств, выросло по сравнению с шестеркой исполнительных устройств Sandy Bridge. В функциональных блоках появилась часть, работающая с тесселяцией (Domain shader, tessellator и Hull shader) и полностью исчез блок Pixel Shader c Rasterizer. Переработан Geometry shader. У Half Slice (аналог SMX NVIDIA или SIMD Core у AMD) появился доступ к кэшу третьего уровня (у Sandy Bridge данная функция вообще не заявлена). Глобальный модуль распределения заданий обрел пару локальных планировщиков, по одному на один Half Slice. А каждый Half Slice обзавелся персональным Pixel Shader, общим Rasterizer и текстурным L2 кэшем.

Боюсь, что в Haswell нас ждет только увеличение исполнительных блоков без качественного скачка. Но если предварительные данные верны, то встроенная графика ускорится как минимум на 50-60%, хватит ли этого, чтобы обогнать результаты основного соперника в виде APU разработки AMD, мы скоро узнаем.

HD Graphics и HD Graphics 2500 содержат по шесть исполнительных устройств (EU), совместимы с Shader Model 5.0 и DirectX 11. HD Graphics получил частоты 650-1050 МГц, а HD Graphics 2500 – 650-1150 МГц. В HD Graphics отключены функции Intel Clear Video и Intel Quick Sync Video. Обе технологии доступны только для HD Graphics 2500/4000. Старшая версия HD 4000 содержит шестнадцать исполнительных устройств (EU) и работает на частоте до 1150 МГц, на этом все отличия от HD 2500 и заканчиваются.

История развития графики ATi/AMD

А теперь посмотрим на историю развития встроенной графики AMD. Далее все подробности будут приводиться в хронологическом порядке, при необходимости они получат пояснения, к каким процессорам выпускались интегрированные решения. У AMD больше ветвлений из-за того, что компания поддерживала не только собственные разработки, но и конкурирующие модели. А на некоторых этапах развития AMD привлекала инженеров сторонних компаний или вовсе приобретала пакет акций и поглощала их.

Вспомним глобальные покупки, повлиявшие на историю развития пока еще ATi. C 1985 года ATi разрабатывала и заказывала производство на стороне ряда графических карт: Wonder (1986-1987 годы), Mach 8 (1991 год), Mach 32 (1992 год), Mach 64 (1994 год), 3D Rage /II (1996 год), Rage XL/Pro (1997 год). В 1997 году компания приобретает Tseng Labs, известную по своей видеокарте ET6000. Отличная 2D производительность на то время и полное отсутствие 3D. Компания разрабатывала свой первый GPU с функцией 3D-ускорения ET6300, когда в связи с финансовыми трудностями вместе с большей частью сотрудников была куплена ATI Technologies в 1997 году. А позже многие наработки, использованные в ET6300, увидели свет в виде продукта ATI Rage 128. С 1998 по 2000 год – эра первых 3D-ускорителей ATi.

История развития встроенной графики

Нарицательное имя Radeon видеокарты приобрели лишь в середине 2000 года, когда ATi приобрела компанию ArtX, состоящую из группы инженеров Silicon Graphics, Inc. Их разработки и идеи повлияли на успех графической микросхемы R300 (Radeon 9700), выпущенной гораздо позже – в 2002 году. Radeon существовал в двух основных конфигурациях: Rage 6 / R100 (Radeon SDR, Radeon DDR, Radeon DDR VIVO, Radeon LE/VE) и RV200 (Radeon 7500, Radeon 7500 LE).

Первая генерация

AMD
Первая интегрированная графика ATi основывалась на Radeon VE (RV100 – упрощённая версия R100) и получила имя Radeon 320 (2002 год). Тут надо сделать остановку и напомнить отдельным читателям историю совместимости процессоров и платформ. До определенного времени ATi/AMD выпускала чипсеты не только для своих продуктов, но и для ЦП Intel, поэтому в ассортименте были IGP для обеих систем. Ниже по тексту для внесения ясности наборы логики будут разделены по производителю процессоров.

История развития встроенной графики

Частота GPU доходила до 160 МГц, он обладал поддержкой DirectX 7.0, содержал один пиксельный шейдер, был лишен Vertex Shader, но обладал тремя текстурными блоками! Вот она, мощность во всей красе, сейчас даже сложно сделать сравнение, во сколько раз современные графические карты быстрее . В зависимости от скорости работы оперативной памяти пропускная способность колебалась от 1.6 до 2.1 Гбайт/с. Поддерживались процессоры AMD Duron/ Athlon Socket A.

Intel
Для конкурента было выбрано немного модифицированное ядро RS200 /L (Wilma). Не обращайте внимания на кодовое имя, ничего общего с R200 у IGP Radeon 330/340 не было. Все технические характеристики полностью совпадали с Radeon 320, только частотные диапазоны составляли от 150 до 183 МГц. Соответственно, чипсеты предназначались для процессоров Intel Celeron / Pentium 4 Socket 478.

Вторая генерация

AMD
В 2003 году появилось IGP Radeon 9000 (по одним данным RC350, по другим RS380), основанное на ядре видеокарты Radeon 9200 (разновидности R200 – RV 250 – RV 280, сильно упрощенная версия R200). Платформа с Socket 754 не сыскала популярности. Не в последнюю очередь из-за понимания пользователями того факта, что 754 контакта надолго не задержатся, являясь промежуточным звеном с одноканальной памятью. IGP содержал вдвое больше пиксельных шейдеров – четыре штуки, один Vertex Shader и пару текстурных блоков. Работало это «богатство» на частоте 300 МГц, а память функционировала на скоростях до 400 МГц.

История развития встроенной графики

Увы, но один 64-битный канал стал главной проблемой для демонстрации выросшей вычислительной мощности в реальных приложениях. Максимальная пропускная способность памяти ограничивалась величиной в 3.2 Гбайт/с. Даже поддержка DirectX 8.1 не повлияла на привлекательность продукта.

Intel
Для Intel Socket 478 был выпущен IGP Radeon 9000 с аналогичными характеристиками, но уже в 2004 году. О низком бюджете платформы можно было судить по единственному каналу шины памяти.

История развития встроенной графики

Поэтому практически одновременно появился двухканальный IGP ATI Radeon 9100 /PRO (RS300/RS350). От Radeon 9000 он отличался совместимостью с двумя каналами памяти и высокой пропускной способностью до 6.4 Гбайт/с.

Третья генерация

Покупка ArtX и последующие инженерные решения сказались на производительности интегрированных решений ATi. Но графическая микросхема R300 (Khan) не появилась в чипсетах в первозданном виде, поскольку попросту не уместилась бы. Видеокарты Radeon 9500/9700 вышли в 2002 году, а IGP ATi вплоть до 2004 года все еще наследовали устаревшую графику Radeon 9200 (RV280).

AMD
Поддержка DirectX 9.0 и благородное название Radeon Xpress могли бы повысить успех плат, но, увы, покупатели со средним и высоким бюджетом предпочитали материнские платы с чипсетом Intel. Сам IGP был весьма неплох. Он основывался на упрощенном RV350 (Shivah: Radeon 9550/SE, 9600 /Pro/SE), основой которому служила микросхема R300. Поддерживал Socket 754 и Socket 939. Наступили времена успеха ATi в борьбе за лидерство на рынке 3D. NVIDIA не могла предоставить соперника R300, и ATi праздновала победу. Radeon Xpress X200 (RS480 (Metallo)) появился в конце 2004 года.

История развития встроенной графики

Он основывался на графическом ядре видеокарты ATI Radeon X300 и был полностью совместим с DirectX 9.0. Современный по тем меркам техпроцесс наделял чипсет низким тепловыделением и энергопотреблением. Конфигурация была следующей: четыре пиксельных шейдера, два Vertex Shader и четыре текстурных блока. Частота осталась прежней, 300 МГц, а память работала на скоростях до 400 МГц и с двумя каналами. Максимальная пропускная способность выросла благодаря появлению HyperTransport и доходила до 7.2 Гбайт/с.

В 2005 году чипсет обновили. Ему дали название Radeon Xpress 1100 (RS482 (Grayskull)), в оригинале он должен был получить имя Xpress 200, но тогда бы Х200 для покупателей выглядел старшей моделью. А чтобы не путать потребителей, выбрали число больше 200. Невостребованный в Radeon Xpress X200 sideport удалили, а вместо него сделали ставку на новый тип памяти – DDR2, как следствие, максимальная скорость обмена данными увеличилась с 7.2 Гбайт/с до 12.8 Гбайт/с. Попутно сменился техпроцесс со 130 нм на 110 нм. Чипсет был совместим с процессорами Socket AM2. В остальном характеристики оставались неизменными до тех пор, пока в 2006 году не появился преемник Radeon Xpress 1150 (RC400, RC410, RS400, RS415, RS485). Единственное, что улучшили ATi в нем – это частота, увеличенная на 100 МГц.

История развития встроенной графики

Intel
Для платформы Intel ATi долго не обновляла наборы логики, зато в отличие от чипсета для AMD, Radeon Xpress 1150 с поддержкой Socket 775 появился раньше на год. Вместо мая 2006 дата выпуска была намечена на март 2005-го. А Radeon Xpress X200 и Radeon Xpress 1100 попросту не существовало. Здесь кроется явное расположение ATi к более популярной платформе, только симпатии долго не продлились. В июле 2006 года ATi утратила самобытность и была выкуплена AMD.

Четвертая генерация

AMD
Radeon Xpress X1200/Х1250 - коммерческое название 690G (RS690 /C (Zeus)), который появился в 2007 году и был близок по архитектуре к видеокарте Radeon X700. Он основан на упрощённой версии R4х0. Ядро R4х0 выпускалось сразу для двух шин – AGP (от R420 (loki) до R481) и PCI-E (от R423 (thor) до R480), в первозданном виде от него осталось немного. Вместо техпроцесса 130 нм и 110 нм в 2007 году AMD склонила свой выбор в сторону дорогого 80 нм. Вообще, в период с 2006 по 2008 год компания с успехом меняла численные обозначения в чипсетах и не удосуживалась вносить аппаратные улучшения.

История развития встроенной графики

Так, например, Radeon Xpress 1150 легко превратился в Radeon Xpress X1250. Оно и понятно, потратить колоссальную сумму на покупку ATi и продолжать расставаться с наличностью компании было непозволительно. А рынок следовало держать при себе. Поэтому сильно не удивляйтесь быстрой смене версий чипсетов с идентичной поддержкой процессоров/разъемов. Итак, Radeon Xpress X1200/1250 (690G) поддерживал API DirectX 9.0b, обладал четырьмя пиксельными шейдерами, двумя Vertex Shader, четверкой текстурных блоков и частотами от 350 МГц до 400 МГц. Чипсет RS690 был основным для модельного ряда AMD Socket AM2.

Фактически с 2005 по 2008 год никаких изменений в плане производительности у чипсетов AMD не было. Различные функции декодирования и ускорения вывода видео (ATI Avivo) то появлялись, то пропадали в результате выпуска не совсем корректных драйверов. Но говорить о превосходстве над конкурентными IGP разработки Intel не приходится. И у одной, и у другой компании встречались проблемы разного рода, а заявленными функциями в реальности невозможно было воспользоваться. Ориентироваться на маркетинговые уловки собирался не каждый покупатель, а разобраться в списке терминов и возможностей хотело еще меньше народу.

Intel
Для платформы Intel IGP Radeon Xpress X1200/Х1250 (кодовое имя RS600) стал последним чипсетом ввиду отсутствия лицензии у AMD выпускать совместимые решения. Дополнительно, Radeon Xpress X1200/Х1250 официально не поддерживал режим работы памяти 1333 МГц. Финальными частотами значились 1066 МГц, хотя режим разгона и позволял задействовать частоту выше 1066 МГц. К тому же поставки Radeon Xpress Х1250 осуществлялись только двум избранным компаниям: Abit (Fatal1ty F-I90HD) и ASRock (4Core1333-FullHD). По всем остальным характеристикам RS600 был идентичен 690G.

Пятая генерация

Radeon HD 3х00 Graphics выпустили в 2008 (Socket AM2+, AM2, AM3). Сначала появились Radeon 3100 Graphics (780V), кодовое имя RS780C, и Radeon HD 3200 Graphics (780G), кодовое имя RS780. Они стали родоначальниками нового семейства со значительным списком функций, и в большинстве случаев они по-настоящему работали.

История развития встроенной графики

Вся серия Radeon HD 3х00 Graphics основывалась на GPU RV610, который выпускался по 55 нм нормам и содержал 205 млн транзисторов. Младший чипсет располагал буфером до 512 Мбайт и работал на частоте 350 МГц. Старшая версия к общей шине предлагала опцию в виде sideport и частоту 500 МГц. Именно так, не прошло и пяти лет как AMD вернулась к дополнительному ускорению потока данных между GPU и памятью. Конфигурация видеоядра состояла из сорока уже унифицированных шейдеров (DirectX 10.0 как бы предполагал использование только унифицированной архитектуры), четырех геометрических блоков и четырех устройств ROP. Совокупная скорость доступа к памяти составляла от 20.8 Гбайт/с до 23.4 Гбайт/с (с sideport).

Radeon 3100 Graphics поддерживал аппаратное ускорение видео силами AVIVO, а Radeon HD 3200 Graphics получил UVD. Позже для расширения ассортимента (мало им, видите ли, двух чипсетов ) в серию пошли Radeon 3000 Graphics (760G, полный аналог 780V) и Radeon HD 3300 Graphics (790GX). Последний разогнали до 700 МГц и добавили технологию PowerPlay. Radeon HD 42х0 Graphics стали последователями 3000 серии.

История развития встроенной графики

С августа 2009 года по март 2010 вышло три версии в порядке вычислительной мощности: Radeon HD 4200 Graphics (785G), кодовое имя RS880, Radeon HD 4250 Graphics (880G), кодовое имя RS880, и Radeon HD 4290 Graphics (890GX). Все они базировались на GPU RV620, который отличался от RV610 повышенными частотами, DirectX 10.1 и технологией UVD2. Говоря иначе, с 2008 по 2010 год вносились минорные изменения и росла частота у младших и средних чипсетов. Максимальный достигнутый рубеж в 700 МГц так и остался непревзойденным.

Заключение


Вот и закончен краткий обзор встроенных решений Intel и начала истории графики ATi/AMD. В следующем материале будет рассмотрена интегрированная графика AMD в настоящее время, а также проведено сравнение качества рендера в играх (Sandy Bridge, Ivy Bridge, Llano, Trinity).



По материалам: overclockers.ru



Новое по теме: Компьютеры, Статьи


Тематические новости:


Категория: Компьютеры, Статьи
| 26-04-2013, 21:49 | Просмотров: 4349 | Комментарии (0)

Реклама

 

Загрузка ...

 

 




Комментарии:


Добавление комментария:

 Ваше Имя:
 Ваш E-Mail:
Введите код:

( Ctrl + Enter )

 






Copyright 2005 - 2016 © GizMod.Ru | GizModo.Ru | GizmoSoft.Ru | GizMobi.Ru
При републикации приветствуется ссылка на первоисточник.
Запросов: 3 (0,226).