Сверхмассивная черная дыра в рентгеновских лучах

Группа астрофизиков из Великобритании, Китая, Нидерландов, США, Франции и Чили провела серию наблюдений за ядром нашей галактики в рентгеновском диапазоне. Результаты экспериментов приведены в статье исследователей в журнале Science, а краткое изложение работы представлено на официальном сайте рентгеновского космического телескопа «Чандра».

В рамках работы ученые прибегли к рекордно длительной экспозиции в 34 дня. Объектом наблюдения выступал Стрелец A* (произносится как «звезда Стрелец А»), представляющий собой сверхмассивную дыру в ядре нашей галактики.

Астрофизикам удалось выделить связанный с черной дырой источник рентгеновского излучения. Проведенный спектральный анализ показал, что это излучение лишено характерных линий, создаваемых ионами железа, а это значило то, что излучение не связано с рентгеновским свечением короны звезд. Ученые выяснили, что излучение испускает падающий в черную дыру газ, который до этого выбрасывают массивные звезды в ядре галактики, причем интенсивность этого процесса сравнительно невелика.

По оценкам исследователей, только один процент попавшего в аккреционный диск вещества в итоге достигает горизонта событий: поверхности, за пределы которой из-за сильной гравитации черной дыры не выбивается даже свет. Причиной ученые называют высокую температуру и разреженность газа, который выбрасывают массивные горячие звезды. Это позволило объяснить видимое в рентгеновском диапазоне отличие Стрельца А* от других известных сверхмассивных черных дыр.

Сверхмассивная черная дыра в рентгеновских лучах

Стрелец А* был открыт в 1972 году. Тот факт, что он является сверхмассивной черной дырой массой свыше 4 миллионов солнечных был установлен в 2002 году учеными из Института Макса Планка во главе с Райнером Шеделем. По уточненным данным дыра располагается на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли.

| 2-09-2013, 22:46 | Просмотров: 3 514 | Комментарии (0)