фондом в $2 миллиона пройдёт в рамках кубка X Prize (X Prize Cup) на авиабазе Holloman в Нью-Мексико с 26 по 28 октября.
А на днях в тренировках перед конкурсом разбился один из главных претендентов на приз. Его создатели, впрочем, нисколько не потеряли
надежду на победу.
Прототипы лунных модулей — это простые на вид конструкции с баками, ракетными движками и компьютерами, управляющими полётом. Но внешняя
простота обманчива — сделать такой аппарат достаточно "умным" и "аккуратным" для автоматического полёта (взлёта и посадки), удержания
баланса — сложная задача.
Соревнование действующих прототипов лунных посадочных аппаратов Northrop Grumman Lunar Lander Challenge 2007 с призовым
фондом в $2 миллиона пройдёт в рамках кубка X Prize (X Prize Cup) на авиабазе Holloman в Нью-Мексико с 26 по 28 октября.
А на днях в тренировках перед конкурсом разбился один из главных претендентов на приз. Его создатели, впрочем, нисколько не потеряли
надежду на победу.
Прототипы лунных модулей — это простые на вид конструкции с баками, ракетными движками и компьютерами, управляющими полётом. Но внешняя
простота обманчива — сделать такой аппарат достаточно "умным" и "аккуратным" для автоматического полёта (взлёта и посадки), удержания
баланса — сложная задача.
Одним из ведущих претендентов на победу эксперты считают знаменитого создателя игры Doom Джона Кармака (John Carmack) и его компанию
Armadillo Aerospace.
Год назад Кармак едва не выиграл приз в соревновании Lunar Lander Challenge, проводимом NASA и фондом X PRIZE, но его аппарат потерпел
аварию во время второго своего рейса. Впрочем, три другие команды, подавшие заявки в тот раз, и такого полёта показать не смогли.
Близнецы Pixel и Texel в ангаре компании. Ныне одного из "братьев" больше нет.
Теперь конкурс носит имя известной аэрокосмической компании, но суть его не изменилась. Есть два так называемых "уровня", два
субсоревнования. На первом уровне аппарат должен взлететь вертикально на высоту 50 метров, провисеть там не менее 90 секунд и мягко
опуститься на площадку, на расстоянии 100 метров от точки старта. После чего желательно повторить полёт в обратном порядке. Если
несколько машин выполнят это условие — победит та, которая совершит больше таких перелётов за 2,5 часа.
На втором уровне время парения увеличено до 180 секунд, а посадочная площадка уже не ровная, а "оборудованная" камнями и ямами,
имитирующими лунную поверхность.
На конкурс 2007 года заявлены 9 команд, среди них — Armadillo. В этом году Кармак и его инженеры подготовили к участию в кубке две
идентичные машины: Pixel (он летал в прошлом году) и Texel. Armadillo планировала выставить более проверенный Pixel на сложный второй
уровень, а Texel на первый, но несколько дней назад Texel разбился во время тестов.
Несмотря на неудачу, Armadillo рассчитывает взять приз, уповая на своё преимущество — опыт прошлогоднего выступления в кубке — и на тот факт, что во время тестов нынешней весной её аппарат уже показал 192-секундное парение (ролик — тут, MPEG, 27 мегабайтов), хотя и со страховочным тросом.
Из-за ошибки в работе компьютера машина "подумала", что приближается к земле слишком быстро (чего на деле не было) и резко увеличила
тягу двигателей, начав неконтролируемо набирать высоту и направившись к стоящему рядом крану.
Наблюдавший за тестом Кармак вынужден был нажать кнопку аварийного выключения двигателей. Радиосигнал застал машину на 6-метровой
высоте, откуда она упала, повредив баки с горючим (что вызвало сильный пожар, во время которого, к счастью, никто не пострадал).
Поскольку Кармак всё равно мечтает выиграть обе фазы Lander Challenge, он решил выставить на первый уровень свой старый ракетный аппарат
Module 1, более простой, чем Pixel (у него, к примеру, только два бака вместо четырёх), но всё равно имеющий шанс на победу, а Pixel, как
уже сказано, будет отстаивать честь команды на уровне-2.
По материалам: Membrana