NASA тестирует новую систему спуска грузов на Марс
Категории: Техника » Наука
17 августа специалисты исследовательского центра Лэнгли (NASA Langley Research Centre) собираются проверить в деле свой необычный прототип системы, предназначенной для мягкого спуска полезных грузов в разреженной атмосфере Марса.
Категории и теги: Техника » Наука » NASA, Аппарат, Испытания, Груз, Марс, Космос.
Новое американское устройство представляет собой гибрид тороидального надувного баллона (воздушного шара) и конического парашюта (из термостойкого материала), называемый иногда баллютом (ballute).
По мнению Нейла Читвуда (Neil Cheatwood), одного из руководителей проекта, — это именно то, что потребуется земной технике, когда грузы, доставляемые на поверхность Марса, начнут расти по массе (что пригодится в более сложных миссиях, не говоря уж о гипотетической ещё высадке человека). Существующих технологий может не хватить для уверенного торможения больших объектов в тонкой атмосфере Красной планеты. Размеры жёстких тормозных щитов ограничены диаметром ракет-носителей, запускающих межпланетные станции с Земли, а от обычных парашютов там толку мало — интенсивно снижать скорость нужно ещё на значительных высотах, где атмосфера очень разрежена. Тормозные же ракетные двигатели применяются, напротив, перед самой посадкой. Между тем диаметр надувного конуса или "гриба" может в несколько раз превышать поперечник спускаемого аппарата. И это не просто повысит эффективность торможения на всём пути спуска, но радикально расширит доступные для исследования районы Марса, поскольку речь может идти о высадке аппаратов в области с большей высотой (чуть было не сказали "над уровнем моря"), там — где атмосфера тоньше. Через несколько дней с полигона NASA Wallops Flight Facility в Вирджинии должна взлететь суборбитальная ракета Black Brant 9. Она доставит на высоту 211 километров рабочий прототип надувного термостойкого конуса, созданного с применением керамики и кевлара. После отделения от носителя этот аппарат будет заполнен сжатым азотом, отчего надуется до диаметра в 3 метра — в 7 раз больше поперечника ракеты. За спуском гибкого щита в атмосфере будут наблюдать различные приборы и датчики. Сама по себе идея таких систем не нова: на эту тему специалисты по обе стороны океана дискутировали ещё в 1960-х. Но первый реальный шаг в этой области был сделан в нашей стране. Ведь всё выше описанное — не что иное, как "Пневматическое тормозное устройство" (ПТУ), разработанное, построенное и даже испытанное в космосе специалистами НПО имени Лавочкина. Разумеется, детали конструкции российского надувного конуса отличаются от таковых у заокеанского последователя, создаваемого американцами самостоятельно. Но общая идея — один в один. С 2000 по 2005 годы Россия выполнила четыре запуска аппарата, названного "Демонстратор". Первые три были неудачными из-за технических неполадок, но четвёртый прошёл хорошо. Судя по переданной по радио телеметрии, конус отработал на ура. Правда, после приземления где-то на Камчатке удивительный аппарат потеряли. Тем не менее работоспособность технологии была доказана. Более того, НПО имени Лавочкина также уже рассуждало о перспективах использования ПТУ именно на Марсе, в том числе — для спуска очень крупных аппаратов. А ещё — разработало вариант такого конуса для доставки небольших грузов (результатов экспериментов) с МКС на Землю.
Категория: Техника » Наука
| 13-08-2009, 18:28 | Просмотров: 3 585 | Комментарии (2)