40 лет назад, 17 ноября 1970 года, на спутник нашей планеты приземлилась советская автоматическая станция "Луна-17" с первым в мире самоходным аппаратом "Луноход-1" на борту. Идея создания лунохода родилась в 1965 году в ОКБ-1 (теперь РКК «Энергия» им. С.П. Королева). Основной целью, которую ставили перед луноходами (всего было отправлено два аппарата), должно было сталь детальное обследование предполагаемых районов прилунения, и осуществление роли радиомаяков при посадке лунного корабля.
Также при помощи луноходов космонавты должны были перемещаться по поверхности Луны. Осенью 1966 года был утвержден эскизный проект, а к концу 1967 года – подготовлена вся конструкторская документация.
Сконструированный автоматический самоходный аппарат "Луноход-1" представлял собой гибрид космического аппарата и транспортного средства высокой проходимости. Он состоял из двух основных частей: восьмиколесного шасси и герметичного приборного контейнера. Все восемь колес приводились в движение при помощи индивидуальных электродвигателей, помещенных в ступицу колеса. Научное оборудование включало приборы для химического и механического анализа грунта, радиометрическое оборудование, рентгеновский телескоп и лазерный уголковый отражатель для точечного измерения расстояний. Энергообеспечением всего агрегатного хозяйства занимались солнечные батареи и химические аккумуляторы.
В передней части приборного отсека были расположены иллюминаторы телевизионных камер, предназначенных для управления движением лунохода и передачи на Землю панорам лунной поверхности, части звездного неба, Солнца и Земли. Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи 4,42 м, ширина 2,15 м, высота 1,92 м. Он был рассчитан на 3 месяца работы на поверхности Луны.
Управление луноходом осуществлялось с Земли из евпаторийского Центра дальней космической связи. Для обучения экипажей, которые управляли лухонодом, в Крыму под Симферополем был воссоздан полигон с имитацией лунной поверхности, на котором также проходила испытания уменьшенная модель лунохода.
В течение 23 лет фамилии членов экипажа, управлявшего луноходом, были засекречены. Заслуженный испытатель космической техники, профессор, генерал-майор Вячеслав Довгань рассказал изданию РИА Новости о буднях участников лунной программы. Перед допуском к управлению луноходом члены команды, в которую входили командир, водитель, штурман, оператор и бортинженер, проходили обучение вождению разнообразной автотехники, начиная с легковых автомобилей и заканчивая тяжелыми тягачами. Рабочий день экипажа, продолжительностью 9 часов, начинался в момент появления Луны в зоне радиовидимости. По окончании смены – три часа сна, а затем разбор «полетов» и подготовка к новому сеансу.
Успешное функционирование космического аппарата продолжалось 10,5 месяцев. За это время "Луноход-1" проехал 10 540 м, передал на Землю 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить расстояние от Земли до Луны с точностью до 3 м.
15 сентября 1971 г., при наступлении одиннадцатой лунной ночи, температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла в системе ночного подогрева. 30 сентября в месте стоянки лунохода наступил 12 лунный день, но аппарат так на связь и не вышел. Все попытки войти с ним в контакт были прекращены 4 октября 1971 г.