Ученые омолодили взрослых мышей

Ученые испанского Национального онкологического исследовательского института установили, что генная терапия теломеразой способна продлевать жизнь взрослых мышей. Работа опубликована в журнале EMBO Molecular Medicine, ее краткое описание можно прочитать на сайте института.

В ходе эксперимента мышам в возрасте одного и двух лет вводили специально созданный учеными вирус, содержащий активный ген теломеразы. Вирус внедрял свою ДНК в клетки животного, заставляя их синтезировать фермент. Такой подход называют генной терапией, то есть лечением с помощью введения ДНК. Контрольной группе мышей вводили вирус, содержащий ген неактивной теломеразы.

Исследователи утверждают, что введение теломеразы посредством вируса увеличивало продолжительность жизни в случае годовалых мышей в среднем на 24 процента, а двухгодовалых на 13 процентов. При этом улучшались такие физиологические показатели, которые называют маркерами старения - нейромускульная координация, чувствительность к инсулину, замедлялось развитие остеопороза.

Теломераза - это РНК-содержащий фермент, обеспечивающий достройку концов хромосом - теломер. Он необходим для копирования (репликации) любых линейных хромосом, поскольку ферменты, обычно осуществляющие копирование, не способны это делать, не сокращая длину копии по сравнению с оригиналом. Поэтому каждый раз при делении клетки концы хромосом сокращаются, что определяет предельно возможное число делений клеток, не содержащих активной теломеразы (предел Хейфлика). Подробнее про теломеразу и ее роль в старении можно узнать здесь.

Когда теломераза активируется, это приводит к восстановлению длины концов теломер и "обнуляет счетчик" делений. В норме теломераза активна в половых и стволовых клетках, кроме того, она обеспечивает неограниченный рост раковых клеток - ее активация является важным этапом на пути к злокачественному перерождению.

Ранее уже было известно, что активация теломеразы может увеличить продолжительность жизни. Однако такие эксперименты предполагали активацию фермента у изначально генетически модифицированных организмов, а не влияние на продолжительность жизни взрослых животных. Возможность продуктивного введения теломеразы в клетки взрослых организмов означает потенциальную применимость этого подхода для увеличения продолжительности жизни человека.

Многие ученые, однако, высказывают опасения в связи с тем, что активация теломеразы может увеличить риск возникновения рака. Авторы статьи утверждают, что в их эксперименте введение теломеразы мышам не вызывало увеличения числа случаев злокачественного перерождения тканей. Тем не менее, понятно, что прежде, чем авторы смогут предложить применение генной терапии для увеличения продолжительности жизни людей, необходимо будет провести существенно более обширные исследования этой опасности, в том числе на других модельных организмах.