«Интеграл» засек поглощение планеты черной дырой

Польским астрофизикам удалось заснять процесс поглощения черной дырой части гигантской планеты - коричневого карлика в галактике NGC 4845. Работа ученых опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics, а ее краткое содержание приводит сайт Европейского космического агентства.

По словам авторов, сделать открытие удалось совершенно неожиданно, во время наблюдения за одной из галактик при помощи космического телескопа рентгеновского диапазона «Интеграл». В поле зрения прибора ученые обнаружили резкую вспышку излучения, источником которого оказалась расположенная на расстоянии 47 миллионов лет от Земли галактика NGC 4845. Астрофизики уточняют, что до этого, в течение последних 20-30 лет звездное скопление не проявляло никаких особенных признаков активности.

Наблюдения «Интеграла» ученые подтвердили при помощи других приборов: второго европейского космического телескопа «XMM-Newton», американского телескопа «Swift», и японского детектора излучения «MAXI» на МКС.

По результатам наблюдений удалось установить, что вспышка была вызвана поглощением черной дырой объекта, не являющегося звездой. Его масса не превышала 30 масс Юпитера, что позволяет отнести небесное тело либо к классу крупных газовых гигантов, либо так называемых коричневых карликов - планет, температура в которых немного ниже предела, за которым начинается характерная для звезд термоядерная реакция.

Ученые установили, что черная дыра поглотила только десятую часть массы коричневого карлика, а значит его более плотная часть до сих пор обращается вокруг космического «хищника». Ранее астрофизики неоднократно наблюдали процесс поглощения черными дырами звезд и облаков межзвездного вещества, однако «поедание» планеты удалось увидеть впервые.

Процесс питания черных дыр можно наблюдать благодаря тому, что падение на них вещества вызывает нагрев до очень высоких температур. Разогрев сопровождается высокоэнергентическим излучением, достигающим рентгеновского диапазона, которое можно наблюдать при помощи соответствующих телескопов.

| 3-04-2013, 16:57 | Просмотров: 4 009 | Комментарии (0)