Наука » Обзоры

Еще совсем недавно на нашей планете существовало несколько видов людей. Один из них, самый, пожалуй, загадочный – неандерталец. Буквально пару десятков лет назад было распространено множество мифов о неандертальцах – что это промежуточное звено между человеком и обезьянами, что они были примитивными волосатыми гориллообразными существами.

Но современная наука, те данные, которые мы получаем из года в год, приоткрывают завесу тайны над жизнью и гибелью этих загадочных людей, некогда деливших планету с нами и имевших равные с нами шансы достичь вершин цивилизации.
Возможно, сейчас мы были бы не так одиноки.

Впервые череп неандертальца был найден в 1856 г. в Неандерской долине рядом с Дюссельдорфом в Германии. Место получило свое название по имени немецкого теолога и композитора Иоахима Неандера. Череп неандертальца стал одной из самых ранних находок черепов древнего человека. Как выяснилось позднее, первый неандерталец был найден еще раньше, в 1948 г., в Гибралтаре, но неандертальца в нем опознали только в 1864 г. Так в историю и науку вошло название «неандертальский человек». А после опубликования эволюционной теории Чарльза Дарвина в 1959 г. неандертальца официально назначили нашим предком.

На самом деле, как выяснилось теперь, пути предков неандертальцев и кроманьонцев разошлись 500-600 тысяч лет назад, и долгое время сосуществовали вместе. Потом кроманьонцы выжили, а неандертальцы без следа исчезли с лица земли.

Неандертальцы – в основном Европейский вид человека, они были распространены в Германии, Франции, Греции и в Крыму. Кроме Европы они обитали на Кавказе, в Средней Азии и Алтае, на Ближнем Востоке – в Израиле и Ираке.

Неандертальский человек, факты и вымысел

Сравнение черепов неандертальца (справа) и современного человека.

Внешним видом они значительно отличались от нас. Прежде всего – головой. Мощные надбровные дуги, отсутствие подбородка, широкий нос, выступающий затылок. Волосатыми они не были, и ученые предполагают, что неандертальцы были светлокожими и рыжими. Кстати, долгое время считалось, что отсутствие подбородка – свидетельство того, что неандертальцы не могли разговаривать. Но находки подъязычных костей – важной составляющей части речевого аппарата – свидетельствуют, что, скорее всего, они общались между собой. Объем черепа у неандертальцев был больше, чем у современного человека.

Они не были низкого роста, как считалось раньше, эти люди достигали 165 см и вовсе не были сутулыми – первые находки, действительно сутулые, явно болели рахитом, и именно эти останки породили популярное мнение. Телосложение неандертальских людей было гораздо более тяжелым и коренастым, чем у кроманьонцев. Кроме классического типа неандертальцев, выделяют еще средиземноморский тип «Ортю» — более мелкий и мелкозубый. Считается, что эти люди жили собирательством и охотой, активно искали падаль, не брезговали каннибализмом.

Культура неандертальцев носит название мунстьерской, или среднепалеолитической. К ней относятся обоюдоострые рубила, отщепы, использующиеся для разделки туш, копья с каменными наконечниками. Однако метательного оружия неандертальские люди не знали – даже после их контактов с кроманьонцами, у которых такое оружие было распространено.
Самый ранний из найденных музыкальных инструментов – флейта с четырьмя отверстиями, принадлежал именно кроманьонцам. До сих пор ученые ведут ожесточенные споры, изобрели ли они флейту сами или позаимствовали у кроманьонцев.

Неандертальский человек, факты и вымысел

Реконструкция внешности неандертальского ребенка.

Неандертальцы пользовались огнем и имели развитые социальные отношения – известно, что они заботились о больных и раненых. При анализе 36 скелетов этих людей, перенесших при жизни перелом, более 70% были заботливо вылечены. То есть они уже имели таких специальных членов общества, как костоправы.

У неандертальцев существовала религия – как минимум, вера в загробную жизнь. Они хоронили своих мертвых, свернув в позу эмбриона, укрыв тканью, положив в могилу все необходимое – инструменты, цветы, яйца, мясо.
Почему же вымер процветающий вид, перед которым разворачивалось великое, полное достижений и свершений будущее – то самое, которое унаследовал в гордом одиночестве человек разумный? Как и в любой другой загадке, существует множество версий, научных и не очень.

Неандертальский человек, факты и вымысел

Одной из них, особенно популярной среди журналистов, является тотальное истребление неандертальцев кроманьонцами, более агрессивными нашими предками. За эту версию говорит, прежде всего, широкое распространение каннибализма среди первобытных людей, особенно же поедание чужаков. А уж чужаков, занимающих ту же нишу и похожих внешне, но все же принадлежавших к другому виду! И сейчас волки истребляют собак, потому что потенциально эти животные способны скрещиваться – так природа охраняет чистоту вида. Свидетельством в пользу того, что неандертальцы не выдержали конкуренции и кроманьонцами служат и останки неандертальца, убитого метательным дротиком – ведь мы помним, что у неандертальцев не было метательного оружия.

С другой стороны, неандертальцы были крупнее и сильнее кроманьонцев, лучше развиты физически и слабо подходят на роль невинных и беспомощных жертв агрессии. К тому же, в истории нам не известно ни одного случая уничтожения целого (и многочисленного) народа, хотя уж мы-то в этом отношении сделали немало.

Другая версия, выглядящая значительно слабее предыдущей – что причиной гибели неандертальцев стал каннибализм. Дескать, они просто съели друг друга. Но судя по сформировавшимся у них религиозно-мистическим представлениям, если они все-таки не всех подряд. Да и далеко не все найденные кости несут на себе следы зубов, то есть трупы после смерти не объедали.

Кроме того, и в наше время существует достаточно племен в далеких от цивилизации уголках планеты, которые практикуют каннибализм. Еще больше таких племен было в исторических период – с ними не раз сталкивались при белой колонизации Африки. Все эти племена прекрасно чувствовали себя, да еще и держали в страхе соседние племена, и если какие из них и вымерли – то именно благодаря колонизации, а вовсе не поеданию себе подобных.

Отпечаток ступни.

Основной же теорией остается неспособность приспособиться к похолоданию. Неандертальцы не знали теплой одежды. Когда 70 тысяч лет назад началось глобальное похолодание, все виды людей – в том числе и неандертальцы с кроманьонцами, начали отступать на юг Европы, в теплые края. Считается, что в этот период происходили даже межвидовые скрещивания. Но в геноме современного человека нет никакого намека на геном неандертальцев, так что попытка дать жизнь новому подвиду, по всей видимости, осталась безуспешной.

30 тысяч лет назад температура воздуха упала до -10 градусов Цельсия. Пиренейский полуостров стал последним прибежищем неандертальцев, свободным от оледенения. Последний неандерталец, возраст останков которого 29 тысяч лет, был найден именно тут.
Кроманьонцы изобрели одежду из шкур. Почему неандертальцы не позаимствовали это полезное изобретение – остается только гадать.

Может, они считали, что прогресс – это плохо?

Несмотря на все эти теории, загадка продолжает оставаться загадкой, как и продолжают жить и множиться многочисленные рассказы о снежном человеке и других обезьянообразных людях, которых встречают и в наши дни. Кто знает, может когда-нибудь мы узнаем, что не так одиноки, и рядом с нами все это время жили другие люди?

Почему неандертальцы и кроманьонцы — разные виды?
Определение гласит, что видом называется группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к скрещиванию, дающая плодовитое потомство и распространенная в пределах определенного ареала.

Межвидовое (и даже межродовое) скрещивание распространено как в природе, так и искусственно культивируется человеком. В природе существуют даже целые «гибридные зоны». Но обычно виды защищены от перекрестного скрещивания — у тех видов, что к нему способны, обычно сильно различается поведение или морфология.

Так, между псовыми существует сильный антагонизм, а у аистов, например, различается брачное поведение. Человек для своих целей эти трудности обычно легко преодолевает — так появился хонорик (гибрид хорька и норки), множество гибридов культурных растений. Гибриды далеко не всегда способны к воспроизводству. Чаще всего стерильны представители пола, несущего XY хромосомы — у млекопитающих это самцы.