Ученым удалось воспроизвести взрыв мини-сверхновой

Совместные усилия ученых из Великобритании, Швейцарии, Японии, США и Франции удалось имитировать взрыв характерный для сверхновой звезды, только в гораздо меньших размерах в условиях лаборатории. Журнал Nature Physics приводит публикацию физиков на своих страницах. Более кратко с результатами исследования можно ознакомиться на сайте Оксфордского университета.

Исследователи поместили углеродную проволоку в камере с разреженным газом. Затем направили на нее лазерные лучи из трех источников, которые смогли разогреть материал до температуры в миллионы градусов. Это позволило физикам получить условия приближенные к состоянию перед взрывом сверхновой.

В определенный момент времени столь весомое повышение температуры привело к взрыву проволоки. А ударная волна, возникшая в результате микровзрыва, смогла образовала геометрию взрыва похожую на взрыв сверхновой. Проследить ударную волну ученым удалось при помощи специальной сетки, окружающей место взрыва.

Мощность лазеров, использованных в эксперименте, в 60 тысяч раз больше обычной лазерной указки. В исследовании ученые использовали лазер, мощность которого, по их словам, в 60 тысяч раз больше, чем у лазерной указки. Так как в построенной среде отсутствовали какие либо преграды для распространения взрывной волны — плотных газовых облаков и скоплений звезд и других тел (имитируемой сетчатой решеткой), физикам удалось наблюдать структуру завихрений, похожую на ту, что показывают снимки Кассиопеи A. Так же, как и в космосе, в лабораторном эксперименте турбулентность в плазме приводит к усилению магнитного поля от взрыва.

Кассиопея A — остаток сверхновой из созвездия Кассиопеи, находящийся на расстоянии примерно 11 тысяч световых лет от Земли, и является источником мощного радиоизлучения. В настоящее время диаметр остатка составляет около десяти световых лет.

Ученым удалось воспроизвести в лаборатории турбулентную структуру, обычно возникающую после взрыва сверхновой. В плане астрофизики работа ученых делает доступными новые возможности, позволяя наблюдать в земных условиях, обычно, гиганские по земным меркам события происходящие в космосе.