Человекоподобный робот и эффект «зловещей долины»
Категории: Техника » Робототехника
Случалось ли вам при рассматривании человекоподобных роботов или компьютерных персонажей, очень похожих на людей, испытывать чувство неприязни или страха?
И при этом чем больше, робот или герой видеоигры походил на человека, тем сильнее были эти отрицательные эмоции. Этому явлению нет точного объяснение, но название уже дали — синдром «зловещей долины».
Категории и теги: Техника » Робототехника » Робот, Спецэффекты, Человекоподобный, Зловещая долина, Человек.
Еще в 1978 один робототехник из Японии Масахиро Мори провел исследовании по изучению эмоционального восприятия человеком внешнего вида роботов. Оказалось, что чем больше робот был похож на человека, тем больше отрицательных эмоций он вызывал. Полученные данные были внесены в график, на котором четко можно проследить эту зависимость — линия в графике резко уходит вниз. И ученый Мори назвал свою статью, посвященную исследованию, называлась «Долина ужаса».
Очень долго никто, кроме, конечно, японцев, и не знал ничего ни о какой «долине ужаса» (просто себе боялись человекоподобных роботов и все). Но только в середине 2000-х Карл A.Ф Макдорман — профессор кафедры электроники и вычислительной техники в Университете Пердью (США) — во время работы в Японии изучил труд Масахиро Мори и перевел его на английский язык. И в результате появился термин «зловещая долина», который используется до сих пор.
С того времени регулярно проводилось (и проводится) множество исследований и экспериментов по изучению реакций человека на внешний вид роботов. Но точного ответа на вопрос — почему же мы, видя таких похожих на нас роботов, воспринимаем их негативно — так и нет. Теорий много. Одна гласит, что, мол, не нравятся людям роботы, потому как не воспринимаются (инстинктивно) как партнеры для продолжения рода. Другая версия — человекоподобный робот кажется нам больным, ведь соответствие неполное и что-то выглядит не так, а раз больной — значит, может заразить (и подальше надо от него, подальше). Третья — что мы ожидаем подсознательно определенных действий-движений при определенном внешнем виде, а несоответствие одного другому вызывает страх (а-а-а-а, оно живое!).
Этот синдром «зловещей долины» стал камнем преткновения для многих художников-аниматоров и специалистов по работе с спецэффектами. Как же нарисовать так, чтобы не вызывать столь резкого отрицания? Конечно, уровень мастерства и качество спецэффектов растет. Видео ниже — тому яркий пример. Все проработано до мелочей — морщинки вокруг глаз, ресницы, блеск кожи и другие тонкости. Но все равно бросается в глаза недостатки в сглаживании линий, что сразу вызывает чувство неприятия (здесь кроется какая-то подделка!).
Но возможно, уже скоро нам будут показывать фильмы и клипы, где актеры и певцы будут нарисованы при помощи компьютерной графики, а разницу мы не уловим (и потом обсуждать актерскую игру — ах, как сильно сыграл). Совсем в фильме «Симона», где главный герой в исполнении Аль Пачино с помощь специальной компьютерной программы долго всем морочил голову, что у него контракт с потрясающе талантливой актрисой.
Теги: Робот, Спецэффекты, Человекоподобный, Зловещая долина, Человек
Категория: Техника » Робототехника
| 6-10-2014, 11:58 | Просмотров: 7 041 | Комментарии (0)