Американская компания Bell Helicopter выпустила на рынок гражданскую версию экзотической военной машины — сплав вертолёта и самолёта, сочетающий вертикальные взлёт и посадку с практически самолётными свойствами на марше.
Прототипом для новинки послужил единственный в мире серийный конвертоплан Bell-Boeing V-22 Osprey, который уже несколько лет стоит на вооружении у американских военных.
Напомним, у этой крылатой машины имеются два больших подъёмных ротора, которые после набора высоты по-вертолётному постепенно поворачиваются из горизонтального положения в вертикальное (вместе с двигателями), превращаясь в тяговые винты, как у самолёта.
Аналогично устроен и новичок — Bell/Agusta 609 (BA609) — первый в мире гражданский летательный аппарат с наклоняемыми роторами (Tiltrotor).
Правда, по размерам он уступает Osprey. Длина последнего равна 17,5 метра, а у BA609 — 13,3. Диаметр роторов у "вояки" — по 11,6 метра, а у его "гражданского" наследника — только 8,3. Да и максимальный взлётный вес цивильной машины куда скромнее: 7,63 тонны. У Osprey (при вертикальном старте) — это почти 24 тонны.
Зато прочие параметры гражданской версии боевого аппарата — на загляденье: дальность полёта 1852 километра, потолок — 7622 метра, крейсерская скорость — 509 километров в час (у V-22 для сравнения "всего" 463).
Вместимость же BA609 такова: 2 пилота и от 6 до 9 пассажиров. Кстати, прародитель BA609 — V-22 — перевозит помимо пилотов до 24 морпехов. Но уровни комфорта в этих машинах, конечно же, просто несопоставимы.
Как сообщает Wired, компания Bell объявила об уже полученных 80 с лишним заказах на BA609.
Цена? Точная — пока не названа. Но представитель компании заявил, что гражданский Tiltrotor должен оказаться конкурентоспособным на рынке небольших вертолётов и бизнес-самолётов, стоящих в районе $18-23 миллионов. Это можно назвать привлекательным предложением, поскольку военные конвертопланы, то есть те самые знаменитые V-22, обходятся американской казне в $119 миллионов за штуку.
По материалам: Membrana