Основная тема сюжета - проблемы обеспечения космонавтов питанием в будущем трехгодовом перелете. Журналистка произнесла в эфире приблизительно следующие слова: [i] «На время полета экипажу понадобится примерно 30 тонн еды. Взять такое количество еды с собой не представляется возможным. Поэтому часть продуктов будут выращивать на борту».
1 мая 2006 г. 1-й канал ОРТ в 21 ч. 20 мин. (вечерняя программа новостей «Время») показал сюжет журналистки Ж. Агалаковой о будущем полете на Марс и о том, что организаторы готовятся к нему уже сегодня.
Основная тема сюжета - проблемы обеспечения космонавтов питанием в будущем трехгодовом перелете. Журналистка произнесла в эфире приблизительно следующие слова: [i] «На время полета экипажу понадобится примерно 30 тонн еды. Взять такое количество еды с собой не представляется возможным. Поэтому часть продуктов будут выращивать на борту».
И дальше пошел рассказ о преимуществах гидропоники, о новых сортах семян, которые выводятся специально для того, чтобы сеять на борту корабля во время полета, и т.п. Этот материал нуждается в пояснении.
В чем тут суть? Для того чтобы съесть 30 тонн еды, ее надо либо взять с собой, либо вырастить на борту. От первого варианта хотят отказаться. А во втором варианте для обеспечения роста семян до нужных размеров требуется какое-то количество воды для полива, питательных веществ и т.п.
Т.е., чтобы вырастить 30 тонн, нужно затратить примерно те же 30 тонн.
Это - не биология. Это физика в чистом виде. Откуда организаторы полета возьмут в полете массу, необходимую для роста растений? Напоминаю - корабль находится в космосе, вокруг вакуум.
Вариантов ответов - два.
Первый - массу, необходимую для роста, можно взять с планеты.
А теперь подсчитаем, что выгоднее с экономической точки зрения.
30 тонн готовых продуктов (или полуфабрикатов), аккуратно упакованных и уже расфасованных на отдельные порции, или 30 тонн семян, химических веществ, воды, плюс емкости и оборудование.
Причем все энергетические затраты на производство 30 тонн готовой продукции могут быть осуществлены на Земле. А энергия, необходимая для выращивания тех же 30 тонн в космосе, может быть либо взята от солнечных батарей (а это дополнительный вес), либо, опять таки, получена из источников, взятых с планеты.
Представьте, что вы едете в отпуск на своем автомобиле и вместо того чтобы погрузить в багажник три канистры с бензином, грузите 4 канистры с сырой нефтью и агрегат для перегонки нефти в бензин.
То же самое и с гидропоникой на борту космического корабля.
Поэтому вся затея имеет смысл только в одном случае: если к моменту полета корабль оснастят системой «полного замкнутого цикла» со 100%-ной переработкой органических отходов жизнедеятельности (в частности - фекальной массы). Но вот об этом в продемонстрированном сюжете как раз не было сказано ни одного слова.
Дело в том, что таких систем пока просто нет. Советские ученые создали, а космонавты испытали полный цикл переработки только для воды (получение Н2О из мочи). Американцы, кстати, не смогли в свое время сделать и этого. Но получение Н2О - это лишь часть «полного замкнутого цикла». Причем - не самая трудная.
Но похоже, что именно на этом и строится подход организаторов марсианской программы: использовать советское изобретение (замкнутый водный цикл). А прочие вещества взять в сухом виде с планеты или частично выделять из органических отходов экипажа. Ведь вода составляет в процентном отношении большую часть массы живых организмов (как растительных, так и животных).
Таким образом получается, что бывший СССР в значительной степени спонсирует современную марсианскую программу. Естественно, об этом в телесюжете, представленном на ОРТ, также не было ни слова.
Ну и наконец, несколько слов о потенциальной возможности организации полного «органического рецикла» со 100%-ной переработкой биологических отходов. Такая система реально существует в природе миллионы лет. Но все ее фазы значительно разнесены во времени и пространстве. Поэтому проблема заключается лишь в том, чтобы сделать весь цикл компактным (и во временном, и в пространственном отношении). Если такая система будет создана, то полет на Марс станет сам по себе делом десятым. Ведь 100%-ная утилизация отходов - если она будет реализована - это революция в жизни цивилизации. Это мечта не только экологов и ученых, но и производителей, бизнесменов, экономистов. Однако даже в рамках промышленных процессов на Земле это пока далеко не достигнуто.
О полете на Марс много говорят в последнее время. Но, помимо вопросов гидропоники, есть гораздо более серьезные вопросы, на которые хотелось бы услышать от организаторов акции внятные ответы.
Например, как именно будет организована защита от солнечной радиации, какими системами ориентации и навигации будет оснащен корабль, будут ли проводиться предварительные испытания спускаемого марсианского модуля, например, на Луне. И если будут, то в каком именно месте лунной поверхности...
Но об этих важнейших технических сторонах полета все больше молчат. Что ж, оно понятно. О гидропонных огурцах говорить безопасней. А если начать подсчитывать совокупную дозу радиации, которую должен получить будущий марсианский экипаж, то придется озвучить и цифры, характеризующие толщину защиты. А тут можно нарваться и на целый ряд сопутствующих вопросов, тоже «неудобных». Например, как такую массу выводить на орбиту и как разгонять.
И наконец, самое главное. Неужели среди многочисленных проблем, стоящих перед цивилизацией (от проблем голода и наркомании до беспрецедентного роста сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний), полет на Марс так важен, что миллиардам долларов (рублей, евро и т.п.), которые планируется потратить на его подготовку, нельзя найти лучшего применения?
Или на самом деле никто никуда и не собирается лететь дальше Голливуда?
Соломон РОЙЗМАН
0
Теги: Полет на Марс, Марс, Марсианская афера, Космос